(Лебедев Петр Васильевич; 12.12.1827, Весьегонский у. Тверской губ.- 23.04.1892, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Род. в семье дьячка, обучался в Тверском ДУ и в 1843-1849 гг.- в Тверской ДС, в 1849-1853 гг.- в СПбДА, которую окончил 1-м по списку выпускников. Среди его однокурсников были будущие Киевский и Галицкий митр. Феогност (Лебедев) и архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин). До окончания академии, 28 июня 1853 г., пострижен в монашество, 5 июля рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея и назначен помощником инспектора СПбДС. 29 апр. 1855 г. получил звание магистра богословия. Временно преподавал в семинарии нем. язык. 6 нояб. 1857 г. назначен инспектором семинарии, 14 сент. 1858 г. возведен в сан архимандрита. Являлся членом комитета по строительству семинарских флигелей. С 15 окт. 1859 г. инспектор и экстраординарный профессор догматического богословия СПбДА. Митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) в письмах высокопоставленным лицам характеризовал П. как человека безупречной нравственности. 23 авг. 1861 г. П. был назначен ректором Смоленской ДС и настоятелем Авраамиева смоленского в честь Положения Ризы Богородицы во Влахерне мужского монастыря. Служил под началом еп. Смоленского и Дорогобужского Антония (Амфитеатрова), высоко оценившего молодого архимандрита. Позже, когда владыка Антоний стал Казанским архиепископом, он предсказывал П., что тот будет одним из его преемников в Казани. В 1863 г. П. и неск. преподавателей семинарии направили еп. Антонию рапорт с просьбой ходатайствовать перед Синодом об издании офиц. епархиального ж. «Смоленский епархиальный вестник». В 1864 г. Синод одобрил создание газ. «Смоленские епархиальные ведомости», главным редактором был назначен П., и уже 1 янв. 1865 г. в частной типографии А. Н. Переплётчикова отпечатали 1-й номер издания.
20 дек. 1866 г. П. был назначен ректором СПбДС, членом Комитета по пересмотру академического устава. 21 авг. 1868 г. указом императора П. был определен епископом Выборгским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 8 сент. 1868 г. в столице состоялась его архиерейская хиротония. С 29 авг. 1869 г. епископ Ладожский, 1-й викарий той же епархии. 8 сент. 1870 г. в присутствии имп. Александра II Николаевича и др. представителей имп. фамилии П. совершил чин освящения 2-этажного здания муж. Николаевской гимназии в Царском Селе. 1 авг. 1869 г. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) «всепокорнейше представил... на архипастырское рассмотрение» П. тексты 10 катехизических бесед на «блаженства Евангельские», произнесенные в кронштадтском Андреевском соборе в 1817 г. Епископ, отозвавшись о них положительно, предложил духовной консистории поощрить о. Иоанна «к большему еще усердию в проповедании слова Божия соответствующей наградою» (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 60. Д. 19. Л. 14).
23 июня 1871 г. П. был назначен Кишинёвским и Хотинским епископом. В кафедральный город он прибыл 13 сент. того же года. Инспектор Кишинёвской ДС прот. Григорий Годин на торжественной встрече епископа охарактеризовал трудности, ожидавшие его на «инородческой окраине»: «Здесь и среди духовенства и среди мирян, Ваше преосвященство, встретите людей различных наций, из коих одни вовсе не знают русского языка, а другие с трудом на нем объясняются, в особенности людей нации молдавской» (Паховский. 1871. С. 394). Уже в том же году указом П. «Кишинёвские епархиальные ведомости», ранее выходившие на русском и молдавском языках, стали печатать исключительно на рус. языке; в епархиальной типографии прекратилось издание книг на молдав. языке. В 1872 г. на рус. язык была переведена вся церковная документация. По повелению П. отменили систему выборов игуменов молдав. обителей, насельники должны были изучать рус. язык, а настоятели - открывать рус. школы на средства мон-рей. В этих школах обучались и монахи, и дети мирян из близлежащих селений. В мон-рях в обязательном порядке наряду с существовавшими молдав. клиросами вводились «церковнославянские», а «монотонное молдавское пение» заменялось «стройным» славянским (Пархомович. Краткий ист. очерк. 1882. С. 45). Эти начинания архиерея встречали непонимание настоятелей и братии, порой переходившее в сопротивление, особенно старшего поколения насельников. Молодое поколение монахов было «достаточно обрусевшим» и лояльным к «русскому делу». Так, настоятеля Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Серафима перевели в Фрумошский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь из-за того, что «по мягкости характера» он не оказывал должного влияния на монахов, «отличавшихся особою грубостию нравов, упорством и неприязнию к русскому языку и славянскому богослужению»; его сменил более «благоразумный» архим. Ириней. Церковный публицист Н. Н. Дурново утверждал, что в 1871-1878 гг. П. закрыл в Бессарабии 330 «молдавских» церквей из 874 существовавших в епархии; сложилась даже легенда о том, что П. в течение 7 лет топил печь молдав. церковными книгами (Дурново Н. Н. Рус. панславистская политика на правосл. Востоке. М., 1908. С. 7). К концу правления П. в Бессарабии из 1026 храмов служба на молдав. языке совершалась в 207, в 210 храмах практиковалось совершение «смешанной» литургии, а в 609 - на церковнославянском и русском языках (Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 46). Впрочем, возможно, в офиц. отчетах количество русскоязычных приходов завышалось (Батюшков. 1892. С. 174).
Одновременно с упразднением приходов закрывались или преобразовывались и церковноприходские школы. Уже в окт. 1871 г. П. призвал клириков «поддерживать в народе готовность и стремление заводить народные школы», в 1872 г. инициировал решение епархиального съезда, в результате чего церковные школы получали статус народных. Епископ приказал священникам «приготовлять детей своих к училищу надлежащим образом и в особенности позаботиться сделать русский язык их родным языком, уча ему детей с младенчества»; вводилось даже «штрафование отцов небрежных, не только не обучающих своих детей закону Божию, русскому языку, но и чтению и письму вообще» (Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 37).
По решению П. в Кишинёве были построены здание жен. ДУ, вмещавшее до 500 воспитанниц, корпус муж. ДУ (освящен П. 1 сент. 1877) на углу улиц Ренийской (ныне ул. Михаила Когэлничану) и Семинарской (ул. Митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони). Первоначально в муж. уч-ще не было своего храма, и епископ убедил обер-прокурора Синода гр. Д. А. Толстого «извлечь» 25 тыс. р. из доходов имений мон-рей Бессарабии и направить на строительство домовой ц. Сретения Господня. 18 апр. 1879 г. П. освятил для нее место в училищном дворе. В иконостасе, по замыслу архиерея, изображались сцены из «детской жизни» Спасителя (Тарнакин, Соловьёва. 2011. С. 35). Епископ часто посещал уроки в уч-ще и знал каждого воспитанника старших классов.
11 апр. 1877 г. П. встречал в Кишинёве имп. Александра II, 12 апр., после парада войск на Скаковом поле, во время торжественного молебна, зачитал царский Манифест об объявлении войны Турции (1877-1878) (Невзоров. 1892. С. 695). За свою деятельность П. был 17 апр. 1877 г. награжден панагией, украшенной бриллиантами, 1 апр. 1879 г. возведен в сан архиепископа; отмечалось, что ему «выпал высокий жребий быть выразителем мыслей и чувств духа русского народа. И эта высокая и чрезвычайная миссия выполнена... в совершенстве» (Пархомович. Кр. ист. очерк. 1882. С. 108). 4 марта 1877 г. в одесском кафедральном Преображенском соборе П. возглавил отпевание архиеп. Херсонского и Одесского Иоанникия (Горского), 10 авг. 1880 г.- архиерейскую хиротонию архим. Неофита (Неводчикова).
Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь. При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский). Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва.
2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. № 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви: из его состава было выведено Владикавказское викариатство, преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе, председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь).
По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» (Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.
В мае 1883 г. П. принимал участие в торжестве коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны, был награжден орденом св. кн. Александра Невского. В 1886 г. «за неутомимые труды по управлению церковными делами Закавказского края и, вообще, достойную и отличную деятельность» ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 25 марта 1886 г. П. совершил хиротонию настоятеля мон-ря Давидгареджи архим. Григория (Дадиани) во епископа Гурийско-Мингрельского (см. речь при вручении жезла - ПО. 1886. Т. 1. № 4. С. 814-817). Принимал участие в заседаниях Синода в 1886 и 1887 гг. В февр. 1887 г. П., находясь в С.-Петербурге, участвовал в отпевании и погребении в Александро-Невской лавре товарища по СПбДА магистра богословия И. Т. Осинина.
Воспоминания о П. оставил католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) к-рый в 1883-1886 гг., будучи студентом Тифлисской ДС, прислуживал ему на богослужениях и был его посошником. Он писал об экзархе как о добром (напр., на рождественские и пасхальные праздники П. дарил помогавшим ему семинаристам по 2-3 р.), но вспыльчивом архипастыре (в частности, католикос-патриарх вспоминал случай, когда экзарх во время службы прилюдно обозвал архидиак. М. Давиташвили ослом за то, что тому не хватило дыхания произнести длинное многолетствие) (Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 207-208).
При П. проводилась непопулярная в грузинской среде реформа по русифицированию образования. В 1885 г. решением попечителя Кавказского учебного округа К. П. Яновского груз. язык был полностью запрещен во всех учебных заведениях - даже как вспомогательный для объяснения рус. слов. Это породило волнения в среде семинаристов, активно вступавших в народнические и марксистские орг-ции. 24 мая 1886 г. исключенный из Тифлисской ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора прот. П. И. Чудецкого. Во время его похорон экзарх произнес эмоциональную речь (опубл. с купюрами в газ. «Кавказ» (№ 139)), вызвавшую протесты груз. общественности (по одной из версий, он сказал: «Проклят народ, проклята страна, которые породили такого злодея»; по другой: «Несчастен народ, несчастна страна...»). Предводитель кутаисского дворянства кн. мч. Димитрий Кипиани в послании экзарху от 8 июня предложил ему покинуть про́клятую им страну (ОИГ. 1990. Т. 5. С. 446). По указу императора (4 авг. 1886) Кипиани был арестован и отправлен в Ставрополь (убит в ночь на 25 окт. 1887, современники назвали его мучеником, похороны переросли в антиправительственную демонстрацию). Ссылка Кипиани послужила поводом для окончательного разрыва П. с груз. общественностью. Однажды во время посещения Тифлисской ДС семинарист ранил П. ножом (позже нападавшего признали невменяемым). По словам архиеп. Никанора (Бровковича), П. «открыто грозили убийством», так что к нему приставляли охрану. Вскоре архиерей отбыл в столицу, в апр. 1887 г. принял участие в собраниях Славянского благотворительного общества. 29 сент. 1887 г. по инициативе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева П. был переведен в Казанскую епархию, а на его место в Тифлис направлен архиеп. Палладий (Раев), к-рый пытался проводить более либеральную политику.
11 мая 1888 г. в Благовещенском соборе Казани П. хиротонисал во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, бывш. ректора Пензенской ДС архим. Сергия (Соколова; † 1893). В кон. 1888 г. П. учрердил Лаишевскую Троицкую жен. общину (с 1895 мон-рь, закрытый в 1928). В Казани П. основал Владимирскую б-ку в память 900-летия Крещения Руси (см. подробнее: Отчет о действиях б-ки св. равноап. кн. Владимира за 1892 г. Каз., 1892), в 1890 г.- школу для приготовления псаломщиков и учителей школ грамотности, для к-рой вскоре предоставил 3-этажный дом с ц. арх. Михаила. 8 сент. 1890 г. П. открыл 3-классное Казанское жен. епархиальное уч-ще. Первоначально в нем не было храма, и ученицы молились в ближайшей приходской Кирилло-Мефодиевской ц. (освящена П. в 1889) на Второй Горе. На средства мецената О. С. Александровой-Гейнс (1847-1927), пожертвовавшей 3 тыс. р., Елабужского Благотворительного комитета, от к-рого поступило 500 р., прот. Петра Миловидова († 1892) и самого архипастыря в новом 3-этажном здании уч-ща была устроена домовая ц. Рождества Пресв. Богородицы (1893). В 1888 г. по решению архиерея на собранные им средства началась капитальная реставрация казанского Петропавловского собора (1723-1726). На пожертвования П. был обновлен иконостас и позолочены главы кафедрального Благовещенского собора. В подвальном этаже собора П. устроил придельный храм во имя Всех святых, освященный уже при архиеп. Владимире (Петрове). В 1889 г. П. передал в ведение городской думы золоченую карету имп. Екатерины II, ранее хранившуюся на архиерейской даче. В мае-сент. 1890 г. карета экспонировалась на научно-промышленной выставке в Казани, затем поступила в собрание музея (совр. Гос. музей изобразительных искусств Республики Татарстан). При открытии выставки 15 мая 1890 г. архиепископ произнес речь. 15 июля 1891 г. П. освятил каменную часовню «с больничкой» при Мариинской богадельне в Адмиралтейской слободе.
П. «принимал самое живое участие в насущном для Казанского края святом миссионерском деле», поддерживал Н. И. Ильминского и его систему инородческого образования, рукоположил много священников из инородцев. В 1889 г. П. открыл специальные курсы по подготовке миссионеров для работы среди инородческого населения при Казанской ДА (Невзоров. 1892. С. 696-697). С 1890 г. инородцев, имевших педагогическое образование и хорошо проявивших себя в земских школах, стали принимать сразу в 4-й класс Казанской ДС.
В Казани П. стал известен как благотворитель, по воскресным дням к архиерейскому дому приходили тысячи бедняков, к-рым раздавали хлеб и билеты в дешевые столовые; мн. сироты и вдовы получали от П. ежемесячные субсидии (Там же. С. 697). Его проповеди отличались простотой, «содержательностью» и предметностью, к-рая «часто принимала публицистический характер». Сборник слов П. рецензент называл «явлением, резко выдающимся по своим достоинствам из массы существующих в нашей литературе проповеднических сборников», сближая его проповеди с «высокими образцами» свт. Иннокентия (Борисова) и еп. Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова), богослова и канониста (ХЧ. 1870. № 2. С. 354-358). 15 мая 1891 г. П. был Высочайше пожалован бриллиантовыми знаками к ордену св. кн. Александра Невского.
П. называли «человеком большого административного ума, с твердой волей, решительным и крутым характером» (Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 336). В 1892 г. Победоносцев писал имп. Александру III, что архиепископ «при большом уме и энергии, обладал редким, к сожалению, в духовной среде свойством - полной искренности» (Победоносцев К. П. Письма к Александру III. М., 1926. С. 265). Он состоял членом различных об-в, почетным членом СПбДА. По воспоминаниям чуваш. просветителя И. Я. Яковлева, П. так и не оправился после ранения и часто болел. За 5 лет служения в Казани он только 1 раз для обозрения приходов (8-9 сент. 1891) посетил неск. сел, в т. ч. Елышево, Ст. Икшурму Мамадышского у., Шармаши, Янцовары, Н. Казыли (ныне Русские Казыли), Русскую Серду, Кулаево Казанского и Лаишевского уездов. По воспоминаниям викарного еп. Никанора (Каменского), осенью 1891 г. П. заболел и сдал ему все дела (Никанор (Каменский). 1909. С. 502). Зимой состояние здоровья П. улучшилось, но в сер. апр. 1892 г. у него диагностировали воспаление легких (легкие были повреждены в результате удара ножом в Тифлисе). Перед смертью, 22 апр. 1892 г. П. исповедался и причастился. 24 апр. тело скончавшегося архиерея перенесли в Крестовую ц., а 25 апр.- в кафедральный собор; еп. Никанор (Каменский) отслужил заупокойную литургию. 27 апр. чин погребения возглавил прибывший в Казань по поручению Синода еп. Пермский и Соликамский Владимир (Никольский) в сослужении 4 архимандритов, 3 игуменов и 4 протоиереев. П. был похоронен в правом, Борисоглебском приделе кафедрального Благовещенского собора, рядом с архиеп. Антонием (Амфитеатровым) (к 2019 в соборе сохранилась надгробная плита). Решением Казанской городской думы в память о П. на Арском кладбище была построена особая усыпальница «по последним указаниям науки, со всеми приспособлениями, необходимыми для постановки покойников в случаях сомнительной смерти». Дума ассигновала на строительство 1860 р. (Последние дни. 1892. С. 699-700).
В Национальном архиве Республики Татарстан (Ф. 1277. Ед. хр. 17) хранится переписка П. с министрами народного просвещения и иностранных дел, с преподавателями и профессорами духовных академий, отчеты о состоянии Тверской семинарии, Вяземского и Вельского духовных уч-щ Смоленской епархии (1863), обзор Бессарабской губ. (1876), документы об учреждении Владимирской б-ки в Казани и др. материалы.